Ученые смогли очистить клетки от ВИЧ

Генетики выяснили, что клетки, зараженные вирусом иммунодефицита можно очистить от «лишних» составляющих, в частности от ВИЧ. Новые технологии позволяют вырезать вирусные гены из иммунных клеток, при этом риск вторичного развития вируса практически отсутствует.

О технологии, которая позволяет выявлять встраиваемые в клетки геномы вируса, заявила группа исследователей под руководством Кэмеля Кхалили еще несколько лет назад. Тогда ученым удалость наглядно показать эффективность новой системы, получившей название CRISPR/Cas9 – геномы вируса имеют характерное отличие, что по которому система распознает их в клетке и уничтожает. Сейчас специалисты вновь использовали технологию CRISPR/Cas9, чтобы уничтожить вирус иммунодефицита в клетках и доказали, что удалить вирус из клетки полностью возможно, кроме того, технология блокирует повторное встраивание ВИЧ в хромосомы иммунных клеток.

Ученые работали с клетками, которые в большинстве случаев поражает вирус иммунодефицита – Т-лимфоцитами, в геноме которых присутствовали сотни копий измененного вируса иммунодефицита, кроме этого, для лучшего отслеживания результатов работы эксперты заменили один из генов ВИЧ на флуоресцентный белок, что привело к выработке светящихся молекул после активации вируса в клетке. На жизнедеятельности вируса внедрение генов Cas9 не отразилось, но удаление вируса иммунодефицита из генома Т-лимфоцитов произошло при экспрессии РНК-гидов. В ходе исследований ученые выяснили, что изначально в клетке было 4 связанных с ВИЧ включения, но все они были уничтожены при помощи новой системы группы Кхалиля. Также специалисты выяснили, что продолжение экспрессии генов Cas9 и РНК-гидов позволяет предотвратить повторное внедрение ВИЧ в ДНК клетки.

Сами исследователи отметили, что их работа поможет разработать новые методы лечения ВИЧ, в основе которых будет удаление ДНК вируса из иммунных клеток, также ученые допускают, что подобный способ лечения позволит полностью избавиться от заболевания.

​http://ilive.com.ua/news/uchenye-smogli-ochistit-kletki-ot-vich_100986i15817.html